Приучать к нормальным ценам Эффект дают лишь продуманные вложения в интернет-рекламу

Вширь и вглубь

По прогнозам исследования «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития», проведенного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в начале 2010 года, в текущем году объем российского рынка веб-услуг может вырасти почти в полтора раза по сравнению с 2009 годом.

И количественный, и качественный скачок ощутили на себе и лидеры барнаульского рынка интернет-рекламы в уходящем году. Так, по словам Алексея Самойлова, руководителя интернет-агентства «Кинетика», число обращений по телефону и через онлайн-формы на сайте студии выросло почти в два раза.

Однако на большинство обращений из Барнаула приходилось отвечать вежливым отказом, так как весь год мы занимались повышением качества дизайна и, соответственно, поднимали цены на создание сайта «под ключ», подчеркивает Алексей Самойлов, поэтому реальный прирост оборота по итогам 2010 года составит не более 20%.

Количественный и качественный рост отмечает и Владимир Завертайлов, директор интернет-студии «Сибирикс». В компании была внедрена новая система управления проектами, произошел переход на коробочные решения (имеется в виду система управления сайтами CMS. – Прим. авт.), усилился SEO-отдел, повысилась степень контроля качества проектов.

Спектр услуг скорее сократился, резюмирует Владимир, если в 2009 году мы брали проекты на любых CMS (осознанно выбирали инструмент), то в 2010 – решили сконцентрироваться на определенном круге проектов: на том, что получается хорошо, больших и технически сложных решениях, промосайтах и рекламных кампаниях.

Солидарна со своими коллегами в вопросе роста рынка и Татьяна Газукина, руководитель интернет-агентства «Митра». Объясняет она это следующим образом:

интернет-реклама за последний год утвердила свои позиции как один из самых динамичных, эффективных видов рекламы. Важно, что она стала неотъемлемой частью долгосрочного медиапланирования. Такой подход позволил не только детально прорабатывать задачи корпоративного сайта, но и рассчитывать потребности в контекстной, баннерной рекламе, рекламе в соцсетях. Стоимость этих услуг устанавливалась в рамках запланированного бюджета.

Заметили сеть

По данным того же федерального исследования, активность в Интернете в 2010 году проявляли все секторы экономики – от телекома (29–32%) до медуслуг (15–16%). Лишь промышленность и сельское хозяйство почти не подают признаков жизни.

На вопрос, кто пришел в сетевую рекламу в 2010 году, Алексей Самойлов отметил частных заказчиков на интернет-магазины детских товаров. В «Митре» наблюдали приток клиентов из рекреационной сферы, в частности санатории Белокурихи. А «Сибирикс» получил неожиданно большое число заказов от украинских компаний.

Как отмечается в отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, основной доход интернет-студиям в 2010 году обеспечивала разработка сайтов (78%), их поддержка (49–50%) и поисковая оптимизация (46–50%). Около 14% руководителей веб-студий рассчитывали в начале года на прирост прибыли от агентских продаж контекстной и медийной рекламы, а на динамичное развитие услуг по продвижению в социальных сетях обратили внимание всего 11%.

Работы, связанные с созданием, улучшением и продвижением сайта, приносят львиную долю дохода и местным студиям, судя по словам наших собеседников. Так, в «Митре» отметили, что около 60% заказов составляют заказы на разработку корпоративных сайтов. Руководитель «Сибирикса» считает, что осознание того, что сайт не просто страница в Интернете, а реальный бизнес-инструмент, стимулирует заказчиков уделять его поддержке больше внимания. Рост спроса на техническую поддержку ресурса Владимир Завертайлов прогнозирует и в следующем году.

В рамках работ по расширению функционала сайта Татьяна Газукина упомянула интерактивные сервисы – онлайн-консультант, онлайн-бронирование и так далее. Алексей Самойлов отметил, что многие компании, имеющие корпоративный ресурс, в этом году стремились дополнить его полноценным интернет-магазином.

Все собеседники уже ощутили рост интереса к продвижению в социальных медиа (SMM), а также к нетрадиционным видам интернет-рекламы и уверены, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем:

Возникают предпосылки для появления спроса на SMM. «Вероятно, уже в начале следующего года мы начнем несколько достаточно серьезных кампаний по продвижению в соцсетях и блогосфере для своих постоянных клиентов», – говорит Алексей Самойлов.

«У нас лучше всего продавались проекты, которые значительно сложнее того, что входит в состав коробочных CMS. Например, приложения для социальных сетей. Также удалось поучаствовать в нескольких инновационных стартапах в качестве разработчиков», – рассказывает Владимир Завертайлов.

«Из списка наших новых услуг особенно востребованными стали виртуальные экскурсии (3D-панорамы) для сайтов клиентов, а также реклама в социальной сети «Одноклассники», – делится Татьяна Газукина.

По мнению Алексея Самойлова, развитие соцсетей спровоцирует дальнейший рост сопутствующего сегмента рынка:

Если в прошлом году основным драйвером роста рынка ИР было снижение цен на ШПД, то сейчас они уже достигли того уровня, когда Интернет может себе позволить каждый, у кого есть дома компьютер. Драйвером роста рынка SMM может стать снижение цен на мобильный Интернет и на телефоны, обеспечивающие удобный доступ в Сеть.

Вместе и врозь

Наши собеседники отметили несколько тенденций на рынке интернет-рекламы, характерных для уходящего года. Первое – это дальнейшее отмежевание лидеров рынка от середнячков и мелких компаний. Первые ориентированы преимущественно на инорегиональные рынки или на местные крупные компании, берутся за выполнение сложных задач за солидное вознаграждение. Вторые выполняют более простые проекты для местных компаний.

Разброс цен на разработку корпоративного сайта, по словам представителей агентства «Митра», может достигать сотни тысяч рублей. Заказчика-новичка это сбивает с толку, однако опытные клиенты не спешат навстречу такой экономии. Демпинг на местном рынке присутствует, но его лидеров особо не пугает.

«Нельзя сказать, что они (демпинговые предложения. – Прим. авт.) помогают нам работать, – говорит Татьяна Газукина. – Но опытных клиентов и тех, кто основательно подходит к вопросу вложений в Интернет, при выборе среди лидеров индустрии не пугают цены. Между ведущими игроками идет борьба на уровне качества».

«Никто из лидеров рынка не позволяет себе откровенного демпинга, но цены на услуги в компаниях, ориентированных только на обслуживание барнаульских клиентов, ниже, чем у веб-студий, работающих с клиентами по всей России, – считает Алексей Самойлов. Справедливости ради стоит отметить, что и задачи перед локальными игроками ставятся часто более простые, отсюда возникает дифференциация студий для заказчика.

«Мы не делаем акцента на местный рынок, так как на нем невероятно сложно зарабатывать – банально у компаний меньше бюджеты. «Кинетика» и «Митра» делают доброе дело – продвигают в сознании заказчиков, что качественный сайт стоит дороже работы студента. Спасибо им, конечно, но должен признать, что демперы побеждают. Я бы рекомендовал расширять рынки сбыта всем компаниям и постепенно приучать местных клиентов к нормальным ценам», – рассуждает Владимир Завертайлов.

Конкуренция же между лидерами рынка, по его словам, идет в основном за грамотные кадры. С другой стороны, как отмечает Алексей Самойлов, в этом вопросе происходит «консолидация сил» лидеров рынка так же, как и по проблеме налоговых льгот.

Ценовое шатание

Пока, по мнению Алексея Самойлова, цены на услуги интернет-агентств и веб-студий находятся в рамках себестоимости, а работа лидеров держится в основном на энтузиазме владельцев. Однако по мере опознавания заказчиками того, что в Интернете работают только грамотные вложения, цены на услуги в этой сфере будут расти.

«Быстрее других будет дорожать услуга создания корпоративного сайта, так как есть большой спрос от заказчиков, имеющих негативный опыт отдачи от дешевого веб-ресурса. В нашей студии средняя цена разработки сайта выросла за 2010 год примерно в два раза», – рассуждает Алексей.

«Цены на услуги интернет-агентств в 2011 году будут расти, – уверена Татьяна Газукина. – Продиктовано это изменениями в федеральном законодательстве, связанными с увеличением страховых отчислений с 14,2 до 34%. При резко возросшей налоговой нагрузке мы практически не сможем, сохранять прежний уровень цен».

Руководитель «Сибирикса» о резком повышении цен не помышляет. «Скорее всего, мы даже выделим отдельное направление бюджетных проектов для местных заказчиков», – обещает Владимир Завертайлов.

Алена НЕСТЕРЕНКО

2010/12/21 , просмотры: 28