На расстоянии клика. Каковы перспективы развития электронных торговых площадок

Без обеда, без выходных

Ведущая семинара “Проблемы и перспективы интернет-коммерции в России: как бизнесу не упустить свои возможности” Юлия Корчагина, директор по развитию компании “Бизнес-Брокер” (разработала и запустила проект электронной торговой площадки www.business-broker.su. – Прим. авт.), начала свое выступление с того, что отметила преимущества интернет-коммерции. В частности, основной плюс Сети перед традиционными каналами связи заключается в ощутимом сокращении затрат. К примеру, расходы на связь с партнером при помощи современных мессенджеров в разы ниже, чем затраты на междугородние или международные переговоры при той же возможности общаться в режиме реального времени.

Немаловажный плюс виртуального пространства заключается в возможности найти обширную информацию по практически любому вопросу. При этом географические ограничения отсутствуют – потенциального партнера можно найти в любой точке планеты. Но, пожалуй, основным достоинством Интернета как инструмента ведения бизнеса является его характеристика, обозначаемая в зарубежных учебниках по электронной коммерции как принцип “24/7”. Это означает, что информация о компании, ее продукте, возможность связи и прочее доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

– Первые электронные “b2b” площадки в России появились в сфере металлургии и топливно-энергетического комплекса, – отметила Юлия Корчагина, – это и неудивительно, поскольку именно эти отрасли ориентированы на экспорт, а значит, отечественные отраслевые игроки должны были принять “правила игры” зарубежных. А  члены бизнес-сообщества большинства развитых стран мира уже давно и всерьез используют механизмы электронной коммерции в своей работе.

В настоящее время в Рунет пришли представители самых разнообразных отраслей бизнеса. Однако большую часть электронных площадок (около 43%) пока составляет сектор “b2c” (business to consumer, анг. – “бизнес – потребителю”), например, интернет-магазины, электронные каталоги и т. д. “b2b” площадками отведено около 27% виртуального пространства. Остальные 30% занимает “b2g” сектор (business to government – анг. “бизнес – государству”).

По словам спикера, в ближайшее время в сегменте электронной бизнес-коммерции наиболее популярными должны стать универсальные независимые порталы, которые представляют широкий спектр услуг по подготовке коммерческой сделки.

– По моим наблюдениям, подобных независимых порталов, созданных в Алтайском крае, не так много, – говорит Александр Беляев, руководитель барнаульского филиала “Бизнес на продажу” (компания имеет специализированный сайт www.bonsale.ru, где размещены объявления о продаже-покупке бизнеса. – Прим. авт.), в основном каталоги фирм создаются владельцами корпоративных сайтов как дополнительный инструмент привлечения покупателей и поставщиков. Но сама тема электронной коммерции весьма перспективна. И я считаю правильным, что мои коллеги вынесли ее на обсуждение.

Камень преткновения

Несмотря на всю привлекательность поиска партнеров в Интернете, существует ряд факторов, которые сдерживают развитие электронной коммерции. Директор по развитию компании “Бизнес-Брокер” выделила три основных. Первый – это низкое относительно московского региона число пользователей Рунета в остальных областях России. Второе – слабое развитие системы электронных платежей.

– Несмотря на то что универсальные электронные площадки становятся своеобразным “местом встречи” для всех участников торгового процесса, сама процедура заключения сделки, как правило, сегодня происходит в традиционном “бумажном” режиме (в 99% случаев), – отметила Юлия Корчагина. – Это пока еще общемировая тенденция, но особенно характерна она для России, где степень доверия к электронным торговым механизмам все еще остается крайне низкой.

Одним из основных сдерживающих факторов, по мнению ведущей семинара, – является отсутствие правовой базы. По словам Юлии Корчагиной, проект закона об электронной коммерции существует с 1998 года, однако до сих пор он не принят. Отношения между участниками электронной коммерции на сегодняшний день регулируются общими законодательными актами (например, Гражданским кодексом), однако они созданы без учета специфики торговли в Интернете.

– Даже принятый в 2002 году закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) почти не применяется, – подчеркнула Юлия Корчагина, – усложнена процедура получения ЭЦП, мало кто знаком с тем, как это используется на практике.

Перспективы роста

И все-таки, невзирая на определенные проблемы с распространением Интернета, отсутствие законодательной базы и прочее, Юлия Корчагина уверенно заявила, что в ближайшие несколько лет рынок электронной коммерции будет активно развиваться. Так, по прогнозам аналитиков, ежегодный прирост в этой сфере в России составляет около 30–40%, а объем мирового рынка к 2010 году должен увеличиться до $ 1 трлн.

Со своей стороны директор по развитию компании “Бизнес-Брокер” пообещала, что в ближайшее время портал будет оптимизирован. В частности, уже в ноябре появятся расширенные формы для подачи объявлений и регистрации фирм, усовершенствованы механизмы поиска. Юлия Корчагина также отметила, что на портале будут внедрены механизмы электронной оплаты и ЭЦП, чтобы сделки, имеющие юридическую силу, можно было заключать в онлайн-режиме.

– Кроме того, мы планируем представлять интересы предпринимателей в сфере электронной коммерции, в частности, подвигать в органы госвласти соответствующий закон, – резюмировала Юлия Корчагина, – также в перспективе мы рассматриваем возможность создания совместных проектов с родственными порталами.

Прямая речь

Сельхозпроизводителям дорога в Интернет

Не зря площадкой для семинара по электронной коммерции стала именно крупнейшая в регионе агропромышленная выставка «Алтайская нива». Вот что говорит по этому поводу Лариса БАХТИНА, гендиректор компании «Бизнес-Брокер»:

– В силу специфики Алтайского края как аграрного региона значительная часть продукции, поставляемой за пределы края, – это продукция сельского хозяйства. В то же время ее производители не всегда имеют возможность выезжать в столицу края или за ее пределы для встреч с потенциальными партнерами. Так вот им, по моему мнению, прямая дорога в Интернет. Ведь именно на электронных площадках, подобных нашим, они могли бы найти потенциальных партнеров, как покупателей их товара, так и поставщиков запчастей, ГСМ и другой необходимой продукции для сельзхозпроизводства.

На данный момент я могу отметить, что наш портал представляет интерес для компаний из центральных регионов России, а также из Украины, Казахстана, Германии – число посетителей из Москвы, а также других государств, по нашим наблюдениям, растет. И на портале на данный момент зарегистрировано немало краевых пользователей, предлагающих сельхозпродукцию. Однако в основном это посредники. Конечно, большая проблема производителей заключается в их недостаточной технической осведомленности. К сожалению, для многих компьютер – это лишь элемент делового интерьера. Но Интернет давно стал инструментом продаж. Поэтому мой совет: попробуйте! Ведь зарегистрироваться и искать нужную информацию на нашем портале можно совершенно бесплатно.

Будет закон, будет доверие

О том, какой фактор сдерживает развитие электронной коммерции в России, говорит Александр БЕЛЯЕВ, директор барнаульского филиала компании «Бизнес на продажу»:

– Эту причину мои коллеги, выступая на семинаре, поставили на третье место, а я бы передвинул на первое. Это отсутствие соответствующего закона об электронной коммерции в России. Он, безусловно, нужен. А чтобы этот закон соответствовал реалиям, при его редактировании с целью последующего улучшения законотворцы должны ориентироваться на имеющиеся прецеденты судебной практики. В настоящее время отношения между участниками электронной торговли регулируются различными законодательными актами, в том числе Гражданским кодексом, но случается так, что отдельные положения этих актов противоречат друг другу. Так и в сознании людей, особенно тех, кто пытается построить свой бизнес, в том числе с помощью ресурсов Всемирной паутины, есть противоречие. С одной стороны, Интернет представляет для них неисчерпаемый источник информации. С другой, он же несет в себе опасность того, что важные сведения о деятельности компании будут разглашены третьим лицам, ведь закона о защите информации, которая становится доступной в процессе электронных сделок, нет.

Индикаторы рынка

Более 600 компаний

зарегистрированы на портале www.business-broker.su на сегодняшний день

В 2 раза

увеличилось количество интернет-магазинов в Рунете с 2005 по 2009 год. Сейчас их примерно 8 тысяч

128 млрд. руб.

примерно в такую цифру оценивался объем рынка электронной торговли в России в 2008 году. Ежегодный прирост его составляет 30–35%

$ 1 трлн.

такой объем мирового рынка электронной коммерции прогнозируют аналитики к 2010 году

Алена НЕСТЕРЕНКО

2009/11/02 , просмотры: 105